454053, г. Челябинск, ул. Физкультурная, 34, офис 226
+7 (351) 777-40-44 7774044@mail.ru

Тормоз ТКП — колодочный тормоз с электромагнитом МП

Тормоз ТКП предназначен для остановки и удержания валов механизмов в заторможенном состоянии при неработающем приводе. Колодочные тормоза устанавливаются на подъемно-транспортное оборудование и машины, условия эксплуатации которых аналогичны условиям эксплуатации подъемно-транспортных машин. Тормоз ТКП комплектуется электромагнитом серии МП (постоянного тока).

Тормоз ТКП

Условия эксплуатации:

  • Климатическое исполнение тормозов У2 и ХЛ2 согласно ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.1;
  • Диапазон рабочих температур — от -45ºС до +40ºС (для климатического исполнения У2) и от -60ºС до +40ºС (для климатического исполнения ХЛ2);
  • Окружающая среда пожаро- и взрывобезопасная, не содержащая агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металл, изоляцию и резину;
  • Тормоз предназначен для работы в помещении или под навесом, в случае эксплуатации тормозов колодочных на открытом воздухе — тормоз должен быть защищен кожухом от попадания атмосферных осадков и солнечной радиации;
  • Рабочее положение — вертикальное (с горизонтальным расположением оси вращения тормозного шкива и основания для крепления тормоза), допустимое отклонение от вертикали 15°.

Структура условного обозначения тормозов ТКП:

Структура условного обозначения тормозов ТКП

Технические характеристики тормозов серии ТКП:

Тип тормоза

Диаметр тормозного шкива, мм

Тормозной момент Н·м, при ПВ %

Электромагнит

Масса тормоза, кг

40

100

Тип

Напряжение, В

ТКП-200/100
2003216МП-101
110; 220
22
ТКП-200
20012554МП-20133
ТКП-300/200
30019080МП-20152
ТКП-300
300420170МП-30168

Тормоз ТКП должен нормально функционировать при отклонении напряжения питающей сети от 0,95 до 1,1 номинального значения напряжения.

Катушки электромагнитов МП (МП-101, МП-201, МП-301) рассчитаны на напряжение постоянного тока 110В, 220В.

Электромагниты МП рассчитаны на повторно-кратковременный режим, допускают не более 300 включений в час.

Конструкция и принцип действия тормозов ТКП:

Конструкция тормоза ТКП

 

Тормоз ТКП состоит из электромагнита постоянного тока серии МП (6) и механической части (рама тормоза).
Механическая часть включает в себя:
— основание — 1;
— пружина — 5;
— система рычагов: стойки — 3 и 8;
— колодки — 2;
— шток — 4;
— регулировочные болты тормоза — 7;
— болт заземления — 9;
— фиксатор колодки — 10.

При выключенном электромагните МП (6) система заторможена, под действием пружины (5), отрегулированной согласно расчетному тормозному моменту. Тормозные колодки (2) удерживают тормозной шкив в неподвижном состоянии. При включении питания сети, якорь электромагнита МП (6) втягивается, приводя в движение шток (4). Действие пружины (5) преодолевается, стойки (3 и 8) расходятся. Ход рычажной системы ограничен упорами, которые регулируются регулировочными винтами (7). Тормозные колодки (2) отходят от тормозного шкива, система расторможена. Время растормаживания определяется параметрами электромагнита МП, установленного на колодочном тормозе. Эти параметры указаны в технической документации на электромагнит.
После отключения питания электромагнита МП (6), под действием пружины (5), рычажная система (3, 8) возвращается в свое исходное состояние. Колодки (2) затормаживают тормозной шкив.

Габаритные и присоединительные размеры:

Габаритные и присоединительные размеры тормоза ТКП

Тип тормоза
D
L
l
l1
l2
В
b1
b2
H
h
A
a
a1
d
s
s1
ТКП-200/100
2005423439036688909041317017520601886
ТКП-200
20058034390401134909043617017520601886
ТКП-300/200
3007403455037113415512055024025024802288
ТКП-300
3007003455051017815512057224025024602288

Подготовка к работе:

Тормоз ТКП устанавливается на тормозной шкив, удовлетворяющий следующим требованиям:

  • диаметр шкива должен быть выполнен с отклонением по h11;
  • рабочая поверхность шкива, на который устанавливается тормоз, должна иметь чистоту не ниже шестого класса по ГОСТ 2789, точность не ниже четвертого класса;
  • шероховатость рабочей поверхности шкива не более Rz 1,6 мкм;
  • биение, овальность и конусность — не более 0,0005 D и твердость не ниже HRC 35-45 (стальные шкивы) или НВ 250-300 (чугунные шкивы).

На рабочей поверхности шкива не должно быть следов коррозии, масла, краски и т.п.

При установке тормоза необходимо соблюдать следующие требования:

  • центр тормоза должен совпадать с центром шкива;
  • допуск параллельности и перекоса поверхностей накладок относительно рабочей поверхности шкива равен 0,1 мм на 100 мм ширины шкива.

После установки на тормозной шкив, тормоз ТКП должен быть отрегулирован. Регулировка тормоза заключается в установке равномерного отхода стоек, регулировке пружины, а также регулировке хода якоря электромагнита МП. Перед установкой на тормоз, электромагнит МП должен быть высушен, присоединение электромагнита должно производиться в соответствии с общей электрической схемой механизма.

Установку нормального хода якоря электромагнита производить перемещением штока, вращая его хвостовик, до тех пор, пока отход якоря не достигнет величины, указанной в таблице:

ТКП-200/100
ТКП-200
ТКП-300/200
ТКП-300
1,52,02,22,5

Замер отхода якоря электромагнита должен производиться калибром или соответствующим мерительным инструментом, в любом месте зазора между якорем и корпусом.

Равномерное прилегание колодок относительно тормозного шкива, обеспечивается фиксаторами колодок.

Заключительным этапом подготовки изделия к работе является регулировка пружины. Рабочая длина пружины должна соответствовать заданному тормозному моменту. Установочная длина пружины на расчетный тормозной момент указана в таблице:

Тип тормоза
Тормозной момент, Н·м
Номинальная установочная длина пружины, мм
ТКП-200/100
16
32
40
127
123
121
ТКП-200
54
125
160
117
99
90
ТКП-300/200

80
190
240
257
243
237
ТКП-300
170
420
500
246
221
209

Накладки тормозных колодок относятся к категории быстроизнашиваемых деталей. Тормозные накладки должны быть заменены при их износе в средней части до 1/2, в крайних частях до 1/3 от первоначальной толщины. Накладки тормозных колодок изготавливаются из фрикционной эластичной ленты ЭМ-1 по ГОСТ 15960-99.

Размеры и количество накладок в зависимости от типоразмера тормоза приведены в таблице:

Тип тормоза
Кол-во
Размеры, мм
Ширина
Длина
Толщина
ТКП-200/100
2901248
ТКП-200
2901248
ТКП-300/200
21401838
ТКП-300
21401838

Указание мер безопасности:

  • Все работы по подготовке тормоза к работе, его монтажу, испытанию и эксплуатации должны проводиться в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей»;
  • К эксплуатации тормозов должны допускаться лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение, знающие правила безопасности, устройство и принцип работы тормоза, возможные неисправности и пути их устранения;
  • Тормоз ТКП должен быть заземлен или занулен;
  • Сопротивление между заземляющим болтом и корпусом не должно превышать 0,1 Ом;
  • Все резьбовые соединения тормоза должны быть законтрены;
  • Во время работы тормоза не допускается подтягивать крепежные соединения, смазывать шарниры, регулировать ход электромагнита;
  • При установке на механизм, тормоз должен быть защищен кожухом, закрывающим подвижные части;
  • Перед установкой опорные поверхности подставки и место установки тормоза должны быть зачищены до металлического блеска.

Техническое обслуживание тормозов ТКП:

Тормоз ТКП, находящийся в эксплуатации, должен ежедневно осматриваться лицом, ответственным за работу машины, на которой установлен тормоз. При этом нужно проверить ход якоря, отход колодок и износ накладок.

При периодических осмотрах (проводимых не реже одного раза в месяц) необходимо проверять чтобы:

  • установочная длина главной пружины соответствовала рабочим параметрам;
  • питающие провода электромагнита МП имели надежную изоляцию;
  • все болты и гайки тормоза были затянуты до отказа;
  • рычаги качались на пальцах без заеданий и люфтов;
  • поверхность тормозного шкива была ровной и чистой, без следов коррозии и грязи.

При наличии задиров и рисок на тормозном шкиве, глубиной более 0,5 мм, шкив должен быть отшлифован.

До устранения дефектов тормоза пользоваться механизмом, на котором установлен тормоз, строго запрещается.

Шарнирные соединения тормоза подлежат периодической смазке пластичной смазкой (не реже одного раза в месяц). При смазке необходимо следить, чтобы она не попадала на поверхность шкива и накладок.

Смазка, попавшая на эти поверхности, должна быть тщательно удалена растворителем.

Характерные неисправности колодочных тормозов ТКП и методы их устранения:

Неисправность
Вероятная причина
Метод устранения
При включении тормоз не растормаживается
Отсутствие напряжения токоведущей цепи электромагнита
Вышла из строя катушка электромагнита
Заклинило рычаг тормоза
Недостаточный либо чрезмерно больший ход якоря электромагнита
Устранить разрыв цепи
Заменить катушку
Отрегулировать тормоз
Установить требуемую длину пружины
Тормоз не затормаживает
Поломка главной пружины
Расконтрились гайки
Главная пружина разрегулировалась
Износ тормозных накладок
Заменить пружину
Законтрить гайки
Установить требуемую длину пружины
Заменить тормозные накладки
Тормоз не развивает расчетного момента
Разрегулирован тормоз
Расконтрились гайки штока
Большой износ тормозных накладок
Отрегулировать тормоз
Законтрить гайки
Заменить тормозные накладки

Правила транспортирования и хранения:

  • Транспортирование тормозов ТКП может производиться любым видом крытого транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта, а также на железнодорожном транспорте в соответствии с «Техническими условиями погрузки и крепления грузов», утвержденных Министерством путей сообщения;
  • Условия транспортирования – по группе 9 ГОСТ 15150;
  • Допускается транспортировка тормозов без упаковки, непосредственно в контейнерах, при условии защиты их от повреждений, воздействия атмосферных осадков и солнечной радиации;
  • Условия хранения тормозов в части воздействия климатических факторов – для исполнения «У» и «ХЛ» по группе хранения 2 (С) в соответствии с требованиями ГОСТ 15150.

Пример заказа:

ТКП-300 ХЛ2 220В — Тормоз колодочный для тормозного шкива диаметром 300мм, с электромагнитом серии МП постоянного тока, напряжение катушки электромагнита 220В, климатическое исполнение тормоза ХЛ (для макроклиматического района с холодным климатом), категория размещения 2 (для эксплуатации под навесом или в помещениях, где колебания температуры и влажности воздуха несущественно отличаются от колебаний на открытом воздухе и имеется сравнительно свободный доступ наружного воздуха).

error: Копирование материалов сайта запрещено!